Начальный период эксплуатации.
1.1. Необходимо очистить песок и остатки цемента с поверхности покрытия сразу после укладки, так как они приводят к изменению цвета мощения и появлению пятен. При необходимости можно провести мойку со средствами от цементных загрязнений.
1.2. При применении стабилизаторов песка для заполнения межплиточных швов въезд автомобильного транспорта на обработанную поверхность должен быть запрещен в течение 24 часов.
1.3. В течение 30 дней после укладки следует ограничить возможность движения подвижной нагрузки -запретить въезд на тротуар грузовым автомобилям, обслуживающим прилегающие магазины и уборочной технике, давление колеса которой на покрытие превышает 0,2 Мпа.
1.4. Рекомендуется обработка покрытия гидрофобизаторами («Неоград», «Типром» и др.) для защиты от высолообразования и проникновения пятен, а также для уменьшения образования наледи в зимний период. При нанесении гидрофобизаторов на поверхность мощения, эксплуатацию следует начинать только после их полного высыхания.
Высолы (белые солевые отложения).
2.1. Высолы - это отложения на поверхности тротуарных плит кристаллов растворимых соединений из состава бетона. Белый налет не является дефектом и относится к ненормируемым параметрам при приемке покрытий. Отсутствие дренажа или затрудненное дренирование основания являются дополнительной причиной появления высолов на поверхности мощения. Также, источниками появления высолов могут быть бетонное основание и цементно-песчаная смесь (ЦПС), поэтому укладка плитки на подстилающий слой из цементно-песчаной смеси не допускается.
2.2. При отсутствии дополнительных внешних источников высолообразования белый налет проходит со временем под действием атмосферных осадков, т.е. смывается (как правило, в течение 1-2 сезонов).
2.3. Для оперативного удаления высолов и улучшения внешнего вида тротуарного покрытия применяются специальные чистящие составы («NEOMID», «Типром Плюс», «DONNITILL»). Средства от высолов следует использовать в соответствии с инструкцией изготовителя, перед началом работ провести пробную обработку на небольшом (тестовом) участке во избежание изменения цвета покрытия. По окончании обработки поверхность плитки необходимо промыть водой из поливочного шланга.
Мониторинг и обслуживание (весна/осень)
3.1. Ежегодно, весной и осенью, нужно проводить визуальный контроль покрытия для выявления начинающихся разрушений. Особое внимание следует обращать на места примыканий мощения к колодцам и бордюрам, состояние лицевой поверхности, ровность покрытия, работоспособность ливневой системы. Обнаруженные дефекты подлежат немедленному устранению.
3.2. При необходимости проведения ремонта покрытия – демонтаж и монтаж отдельных участков осуществляются вместе с заменой подстилающего слоя.
3.3. В течение всего срока эксплуатации необходимо следить за состоянием межплиточных швов. Швы должны быть заполнены заполнителем на всю высоту (песком крупностью не ниже мелкого, песком со стабилизатором, декоративным щебнем фр. 5-10 мм). Если швы не полностью заполнены или заполнитель швов не соответствует требованиям - элементы мощения смещаются в горизонтальном направлении, что приводит к деформации и разрушению покрытия.
Уборка покрытия в летний период. Очистка от грязи и пятен. Заполнение швов.
4.1. Следует выполнять регулярную очистку покрытия от пыли, мусора и загрязнений – вручную или с помощью уборочной техники (тротуароуборочных машин, уличных пылесосов, моек высокого давления). При очистке водой нужно следить, чтобы из межплиточных швов не вымывался песок/заполнитель.
4.2. При появлении в межплиточных швах сорной травы или мха их следует оперативно удалять - вручную механическим способом или при помощи гербицидов избирательного действия. Зараженный песок в швах необходимо заменить на новый. Если часть покрытия сильно заросла травой и его ровность нарушилась, нужно вынуть плиты, очистить их и уложить заново, засыпать швы чистым песком.
4.3. Для очистки покрытия от органических пятен (еда, напитки, грязь) можно использовать уличные шампуни и хозяйственные моющие средства.
4.4. Для очистки покрытия от масляных пятен (нефть, дизель, машинное масло) можно использовать органические растворители типа «уайт-спирит», специальную строительную химию и биосорбенты, разлагающие нефтепродукты. Загрязненный песок в швах необходимо заменить на чистый.
4.5. Пятна битума целесообразно удалять жесткой металлической щеткой или скребком.
4.6. Для удаления пятен ржавчины следует использовать специальные составы, например, «Neomid Антиржавчина 570», «MC-Rost Ex». После использования средства обильно смыть его водой.
Внимание! При использовании любых видов чистящих средств следует проводить тестовую обработку на небольшом участке покрытия. Компоненты, входящие в состав очистителей, могут вступать в реакцию с бетоном и приводить к изменению цвета плитки или обнажению зерен заполнителя. Сразу после обработки необходимо тщательно смывать химические средства большим количеством воды.
Уборка покрытия от снега в зимний период. Использование реагентов.
5.1. Рекомендуется очищать покрытие от снега после каждого снегопада при помощи метлы, щетки, пластиковой или деревянной лопаты. Запрещается использовать инструмент с металлической рабочей частью. Отвалы снегоуборочных машин должны быть снабжены резиновыми отбойниками.
5.2. В случае необходимости использования противогололедных реагентов следует выбирать составы на основе магния («Биомаг») и кальция («TOR»). Наибольшее разрушающее воздействие на мощение оказывает хлорид натрия (техническая соль). Обильное использование сульфатов в зимний период приводит к их накоплению в порах бетона и последующему раскрашиванию лицевого слоя.
5.3. Самые безопасные противогололедные материалы - мраморная или гранитная крошка. При появлении наледи на покрытии рекомендуется посыпать его мытой мраморной или гранитной крошкой фракции 0,16 - 3 мм. После таяния снега/льда крошка должна быть удалена во избежание абразивного воздействия на поверхность плитки.