Морозостойкость – один из ключевых параметров оценки качества тротуарной плитки, выражающий способность бетона выдерживать многократное замораживание и оттаивание без видимых признаков разрушения.
В рабочей документации на устройство мощения можно встретить разные требования к марке бетона плит по морозостойкости, наиболее часто указываются: F200, F2200, F300. Заказчики благоустройства не всегда понимают разницу в этих марках, что приводит к ошибкам при выборе тротуарных плит и последующему раннему разрушению покрытия.
Морозостойкость F200 и F2200 – в чем разница?
Испытания бетона на морозостойкость проводят разными способами: путем насыщения образцов водой (обозначение F1 или просто F) или раствором соли (обозначение F2) с последующей попеременной заморозкой/разморозкой. Морозостойкость F1 не соответствует морозостойкости F2, эти марки предназначены для разных видов бетона:
- Марку F1 применяют для общестроительных бетонов
- Марку F2 применяют для бетонных дорожных покрытий и аэродромов, которые эксплуатируются при воздействии солевых растворов (обрабатываются антигололёдными реагентами), а также покрытий морских портов, на которых воздействует морская вода.
Для благоустройства используют только бетон с морозостойкостью марки F2. На тротуарах в зимнее время активно применяются реагенты, поэтому испытания плитки на морозостойкость проводят в солях – а именно путем многократного замораживания образцов в 5% растворе хлорида натрия.
Согласно действующему стандарту ГОСТ 17608-2017 «Плиты бетонные тротуарные» марку бетона плит по морозостойкости принимают по проекту строительства, но не ниже F2200. Соответственно, если производитель плитки указывает в сопроводительной документации марку бетона F200 или F300 – это значит, что испытания проводились в водном растворе, что не соответствует требованиям ГОСТа.
Что лучше – морозостойкость F2200 или F300?
Ответить на этот вопрос помогут испытания образцов тротуарных плит по методам ГОСТ 10060-2012 «Бетоны. Методы определения морозостойкости».
*Третий метод: среда насыщения 5 %-ный водный раствор хлорида натрия, замораживание при минус (50 ± 2) °С, оттаивание при плюс (20 ± 2) °С
Если провести проверку образцов тротуарных плит с маркой по морозостойкости F300 («300 циклов в воде») по второму методу испытаний «в солях» при температуре замораживания -18°С - то такие образцы выдержат всего 75 циклов замораживания/оттаивания! Что, конечно, гораздо ниже требований ГОСТа для тротуарных плит, где этот показатель составляет 200 циклов (F2200).
В ситуации, когда проектом благоустройства требуется использование продукции с увеличенной морозостойкостью, необходимо выбирать тротуарные плиты с маркой F2300 (300 циклов «в солях»). Однако, стоимость таких изделий будет на порядок выше плит с маркой F2200 и, тем более, F300.
Завод «ВАН» успешно прошел обязательную сертификацию всей выпускаемой продукции и подтверждает марку бетона тротуарных плит по морозостойкости F2200 (в солях).