Какие параметры качества тротуарных плит являются основными согласно ГОСТ 17608-2017
Начнем с того, что долговечность уже уложенных покрытий в значительной степени зависит от качества работ по укладке и подготовке основания. Тип, количество и толщина слоев основания назначаются по месту строительства в зависимости от грунтов, климатических условий и нагрузок на будущее покрытие. Согласно нагрузкам, подбирается и тротуарная плитка – верхний слой дорожной одежды.
Тротуарные плиты делятся на 4 группы эксплуатации в зависимости от нагрузок на покрытие:
- Группа А - Тротуары улиц местного значения, пешеходные и садово-парковые дорожки, газоны, придомовые территории частных строений (без заезда легкового и грузового автотранспорта), эксплуатируемые кровли зданий и сооружений
- Группа Б - Тротуары магистральных улиц, пешеходные площади и посадочные площадки общественного транспорта, велосипедные дорожки.
- Группа В - Дороги с малоинтенсивным движением (внутриквартальные проезды) и площади, территории стоянок легкого автотранспорта, территории АЗС.
- Группа Г - Зоны высокой нагрузки (территории для стоянок грузового автотранспорта, порты и доки).
Группа эксплуатации должна быть указана в маркировке изделий. Например, условное обозначение тротуарной плитки "Брусчатка" размером 200х100х40 мм - А.1.П.4, где первая буква "А" - это группа эксплуатации плитки.
К тротуарным плитам каждой группы эксплуатации предъявляются разные требования по прочности. Чем выше нагрузка на покрытие – тем выше будут требования по прочности на сжатие (способность тротуарных плит выдерживать внешние нагрузки, вызывающие в них внутренние напряжения, и противостоять им без разрушения). Например, класс бетона по прочности на сжатие для изделий, применяемых для мощения садовых и второстепенных пешеходных дорожек (группа эксплуатации А) – B22, 5, а класс бетона по прочности изделий для мощения территорий, рассчитанных на заезд автотранспорта (группа эксплуатации В) – В30.
Основные параметры качества тротуарных плит согласно ГОСТ 17608-2017:
- Класс бетона по прочности на сжатие: В22,5; В25; В30; В40 (в зависимости от группы эксплуатации)
- Морозостойкость: F2200 (для всех групп эксплуатации)
- Класс бетона по прочности на растяжение при изгибе: Вtb3,2; Вtb3,6; Вtb4,0; Вtb4,4 (в зависимости от группы эксплуатации)
- Марка по истираемости: G1, G2, G3 (в зависимости от группы эксплуатации)
- Водопоглощение по массе: 5% (плиты из тяжелого бетона) и 6% (плиты из мелкозернистого бетона и двухслойные плиты)
N пп. | Характеристика | Плиты бетонные тротуарные | |||
Группа А |
Группа Б |
Группа В |
Группа Г |
||
1 | Класс по прочности на сжатие, не менее | В22,5 | В25 | В30 | В40 |
2 | Класс по прочности на растяжение при изгибе, не менее | Btb 3,2 | Btb 3,6 | Btb 4, 0 | Btb 4,4 |
3 | Марка по истираемости, не более | G3 | G2 | G1 | G1 |
4 | Минимальная толщина изделий, мм | 40* | 60* | 80* | 100* |
5 | Соотношение габаритов (Д/Т)**, не более | - | 12* | 4* | 2* |
6 | Водопоглощение по массе, не более |
5% - для плит из тяжелого бетона; 6% - для плит из мелкозернистого бетона и двухслойных плит |
|||
7 | Марка бетона плит по морозостойкости | не ниже F2 200 | |||
* Для изделий из тяжелого бетона с расчетным армированием конструкции данные показатели имеют рекомендательный характер. ** Д/Т - соотношение "длина/толщина". |
Следует отметить, что класс бетона по прочности на растяжение при изгибе имеет значение только для тротуарных плит, у которых соотношении длины к толщине 3:1 и более. Данный показатель отражает предельное воздействие изгибающих нагрузок на покрытие, при которых образование трещин не допускается. Чем больше отношение длины к толщине изделия (тонкая конструкция), тем выше шанс появления в нем трещин и сколов под действием динамической нагрузки. Для изделий мелкого и среднего формата с соотношением длины к толщине менее 3:1 класс бетона по прочности на растяжение при изгибе не нормируется и носит справочный характер.
У тротуарных плит разных групп эксплуатации отличается и такой важный параметр, как «марка по истираемости» - способность плит сопротивляться внешним истирающим воздействиям, которые вызывают постепенный отрыв и удаление с поверхности отдельных мелких частиц:
- G3 (не более 0,9 г/см2) – малая интенсивность движения, допускается только для плит группы эксплуатации А
- G1 (не более 0,7 г/см2) – высокая интенсивность движения, является обязательной для плит групп В и Г, где возникает регулярное трение о поверхность плитки автомобильных шин.
Требования к таким важнейшим параметрам качества как «морозостойкость» и «водопоглощение» являются стандартными для тротуарных плит всех групп эксплуатации.
- Морозостойкость должна быть не ниже F2200. Это означает что тротуарная плитка должна выдерживать не менее 200 циклов замерзания/оттаивания, при этом испытания проводятся в 5% растворе хлорида натрия, а не в воде. Морозостойкость тротуарных плит F200/ F300 без индекса «2» говорит о том, что испытания плит на воздействия солевым раствором (антигололедным реагентом) не проводились, такая продукция не соответствует требованиям качества ГОСТ.
- Водопоглощение по массе для двухслойных вибропрессованных плит не должно превышать 6%. У некоторых производителей, использующих современное высокотехнологичное оборудование для прессования, водопоглощение фактически ниже 5%, что свидетельствует о высоком качестве уплотнения бетонной смеси.
При покупке тротуарных плит заказчику следует проверить у производителя наличие обязательной сертификации на соответствие ГОСТ 17608-2017, а также запросить паспорта качества изделий с фактическими параметрами изделий.
Важные характеристики тротуарных плит, не регламентирующиеся ГОСТом
Средняя плотность бетона изделий
В текущей редакции ГОСТ 17608-2017 не нормируется такой важный показатель качества бетонных плит как «плотность» (соотношение массы к объему). Именно плотность напрямую влияет на ключевые характеристики бетонных плит - прочность, морозостойкость и водопоглощение.
Если мы сравним образцы плитки равных номинальных размеров от разных производителей, то, скорее всего, они будут иметь разный вес – а значит и разную плотность. У этих образцов будет отличаться состав инертных материалов, водоцементное соотношение. Рецептуру изделий можно корректировать, но не менее важное значение имеет используемое на предприятии оборудование. Недостаточное уплотнение в процессе вибропрессования напрямую влияет на долговечность изделий, еще значительнее сказывается недоуплотнение при снижении расхода цемента, которым «грешат» некоторые экономные производители. Качественное уплотнение бетонной смеси может обеспечить только современное, высокотехнологичное оборудование. Например, линия вибропрессования Hess Multimat-2000 снабжена электронной системой контроля уплотнения VarioTronic, которая следит за частотой и амплитудой вибрации, необходимыми для высококачественного процесса уплотнения.
При выборе поставщика тротуарных плит обращайте внимание на тип и марку используемого оборудования, чтобы убедиться в его технологическом соответствии заявленному качеству. При сомнении проведите простой тест: запросите одинаковые образцы плит у разных производителей и взвесьте их на весах, рассчитав плотность по формуле.
Коэффициент сцепления и защита от скольжения
В отличие от дорожных асфальтовых покрытий, покрытия из тротуарной плитки не нормируются по такому важному критерию как «коэффициент сцепления». Этот параметр свидетельствует о степени скользкости тротуарной плитки, а значит и ее безопасности для движения пешеходов и автомобилей.
Некоторые производители тротуарных плит проводят добровольные испытания своих изделий на выявление продольного коэффициента сцепления, как правило, он составляет:
- 0,4 - для мокрых покрытий
- 0,7 - для сухих покрытий.
Даже без испытаний понятно, что тротуарные плиты с фактурным лицевым слоем (например, с добавлением мраморной/гранитной крошки, рельефные плиты) будут обладать большим коэффициентом сцепления в сравнении с обычными плитами с гладкой поверхностью. Если вы хотите дополнительной защиты от скольжения в теплый период года – выбирайте данные типы покрытий.
Химическая и ударная стойкость
Не регламентируются ГОСТом и такие параметры качества тротуарных плит как «химическая стойкость» и «ударная стойкость». В отдельных случаях применения они могут иметь большое значение для заказчиков. Например, химическая стойкость важна при мощении территорий АЗС, автостоянок и промышленных объектов, где возможны разливы продуктов нефтяной и химической промышленности.
Коэффициент химической стойкости — это отношение прочности материала, выдержанного в течение установленного времени в агрессивной среде, к его первоначальной прочности. Для бетонных тротуарных плит этот показатель определяется на добровольной основе в лабораторных условиях по стандарту ГОСТ Р 58896-2020 «Бетоны химически стойкие» (изначально предназначен для полимербетонов и полимерсиликатных бетонов). Стандартным коэффициентом химической стойкости для тротуарных плит является Кхс=0,8 (срок испытаний 60 суток в 10%-ной серной кислоте).
Показатель сопротивления ударным воздействиям определяет устойчивость покрытия к внешним ударным воздействиям и выражается в «см» - минимальной высоте падения гири массой 1 кг, при которой на испытуемом образце появляются трещины или образец разрушается. Стандартным параметром качества «сопротивление ударным воздействиям» для бетонных тротуарных плит является высота падения от 60 см. Подтверждается добровольными лабораторными испытаниями и соответствующим протоколом.
Завод «Ревертек» (бывш. «ВАН») предоставляет полный комплект документов, подтверждающих качество тротуарных плит на соответствие стандарту ГОСТ 17608-2017, а также протоколы дополнительных испытаний на ненормируемые ГОСТом показатели качества (коэффициент сцепления, химическая и ударная стойкость). За образцами документов обращайтесь в отдел продаж.