Сегодня уделяется большое внимание мероприятиям по обеспечению доступа к объектам благоустройства и инфраструктуры для маломобильных граждан. Особые требования при разработке проектов предъявляются к твердым покрытиям – тротуарам и дорожкам, по которым будут передвигаться инвалиды и пожилые люди.
Требования к покрытиям из тротуарных плит, устраиваемых на пути движения МГН:
- Ширина путей движения (тротуара) не менее 2-х метров для двухстороннего движения
- Продольный уклон пути движения не более 40‰, поперечный – не более 10‰
- Покрытие должно быть ровным и не создающим вибрацию при движении
- Ширина межплиточных швов не должна превышать 10 мм (стандарт 3-5 мм)
- Поверхность покрытия должна обеспечивать продольный коэффициент сцепления 0,6-0,75 кН/кН при любых погодных условиях
- При устройстве прогулочных маршрутов на объектах благоустройства должны быть предусмотрены удобные пути ко входу/выходу с территории объекта, маршруты для ММГН должны быть увязаны с функциональными зонами и площадками
- На основных путях движения людей должны быть предусмотрены места отдыха для ММГН - не менее, чем через каждые 100-150 метров маршрута
- В пределах пешеходной части не допускается размещение люков
Полный список требований к устройству покрытий, на которых могут перемещаться МГН, приведен в нормативной документации: СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и ГОСТ 33150-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек».
Наиболее оптимальным вариантом для устройства покрытий для МГН являются тротуарные плиты крупных форматов - плиты мощения с соотношением длины к толщине >4. Плиты мощения не создают вибрации при движении, так как обладают меньшим количеством межплиточных швов, а значит и стыков между плитами. Кроме того, большинство видов плит мощения производится с микрофаской – минимальным скосом на боковых гранях плит, что делает покрытие более ровным и целостным в сравнении со стандартной «брусчаткой». Покрытия из крупноформатных плит будут комфортны не только для движения МГН, но и для активного отдыха детей и молодежи – катания на роликах, самокатах.
Обратим внимание, что такой важный показатель безопасности покрытий, как продольный коэффициент сцепления не является обязательным требованием при сертификации тротуарных плит и не регламентируется действующим ГОСТ 17608-2017. К сожалению, для вибропрессованных изделий пока не разработаны специальные методы и нормы оценки коэффициента сцепления. Ответственные производители проводят косвенные испытания тротуарных плит по методу ГОСТ Р 55908-2013 "Полы. Метод оценки скользкости покрытия" и выявляют такой показатель, как коэффициент трения (Ктр) по сухим и влажным покрытиям. Завод «Ревертек» предоставляет добровольные сертификаты на свои изделия: коэффициент трения Ктр по сухим покрытиям составляет 0,3; коэффициент трения Ктр по влажным покрытиям - 0,5, что подтверждает их безопасность для передвижения маломобильных граждан.
Универсальный подход к выбору тротуарных плит по критерию безопасности на скольжение — это фактура. Чем более шероховатой и рельефной является структура поверхности, тем большим будет сцепление. Тротуарные плиты с лицевым слоем из мраморной или гранитной крошки всегда будут более безопасными в сравнении со стандартными гладкими покрытиями.